Stranger in the Q (larus) wrote,
Stranger in the Q
larus

Выходные. Шалкар. Заренда.

Ударили автопробегом по бездорожью и съездили по северу нашей родины.

Маршрут: Астана - Кокчетав - Шалкар - Зеренда - Кокчетав - Астана.

Еще весной, когда мы съездили на Наурыз на пару дней в Зеренду, разведав дорогу, мы решили, что чем ехать на раскрученное и затоптанное Боровое, лучше затоптать самим посетить и летом чудесные края. Наличие ребенка и бабушки несколько сужает область поиска по местам ночевки, увеличивая долю комфорта, поэтому мы искали пансионат или дом отдыха под Кокчетавом с питанием и туалетом-горячей водой в пределах номера. Поиск гуглем навел на озеро Шалкар, к юго-западу от Кокчетава, вокруг которого было несколько санаториев. Прозвон по телефонам с интернета ничего не дал, поэтому поехали без предварительной брони и какого-либо выкупа путевок с намерением остановиться в санатории «Шалкар-Су», несколько отзывов про который было, а там дальше "бой покажет".

Изначально план выглядел так: побыть в Шалкаре пару дней, затем приехать в Боровое и забраться на вершинку для панорамы. Однако вместо Борового мы поехали в Зеренду, и, если говорить об отдыхе, то все сложилось лучшим образом.

Дорога до Кокчетава простая, прямая и ровная. Поля по дороге - восхитительны.

Не доезжая до границы города свернули налево, на дорогу на Кустанай. Проехав через пару поселков, добрались до озера Шалкар и одноименного поселка. Опрошенные местные подсказать, где находится «Шалкар-Су», относительно одноименного поселка, не смогли, но дали указание на проезд к шлагбауму в заповедную зону Кокчетавского заповедника. У шлагбаума нам объяснили, что нужно ехать до поселка Айнаколь, а там уже сворачивать с озеру. Так и сделали. Перед поворотом к заповеднику заправились 92м бензином по 113 тенге за литр. На шлагбауме оплатили по 151 тг за человека за сутки нахождения в заповеднике. Если хотите остановиться с палаткой на берегу, то там же, на шлагбауме, можно и нужно оплачивать комиссию за стоянку.

Дальше по дороге, частично асфальтированной, частично с ямами, по указателям доехали до санатория. Территория «Шалкар-Су» - огромная, рядом выход в заповедные леса, без забора переход в соседние палаточные базы отдыха. Само озеро чистое, песчаные пляжики, соленая вода, волны и сосны на берегу, где-то говорят даже целебные грязи имеются. Это плюсы. Из ощутимых минусов есть следующее: все очень и очень обветшалое. Хоть я и не избалованный турциями-таиландами человек, но очень огорчила ежедневная дискотека с 21 до 12ти ночи, слышимая отовсюду, «горячая» вода по расписанию по 2 часа в день, которая кончилась, не успев начаться, крайне старая разбитая сантехника и очень сырые холодные комнаты. Стоит такое «счастье» 4500 тг. с человека с питанием за сутки. Может в люксах или президентских номерах ситуация получше, но мы туда проверять так ли это больше не поедем.

С берега озера:

Закат:

Решили переиграть планы и поехать на следующий день, после похода по окрестным лесам и истечении оплаченных суток, в Зеренду, т. к. по карте выходило, что от Шалкара до Зеренды есть прямая дорога.

Наутро, оставив сына бабушке, отправились с мыслью дойти до небольшого, расположенного в 5 километрах озера Айнаколь и взобраться на расположенные рядом холмы «Два брата». Сначала залезли на горку рядом с санаторием и с нее пошли по визуальному направлению, затем на середине похода догадались включить запись трека и пошли по азимуту.. Такое "блуждание" по лесу навело нас обоих на мысль, что в горах-то мы ориентироваться худо-бедно умеем, а вот в лесу без компаса и карты - сложно.

Если приглядеться, виден палаточный городок:

Корпус санатория с вершинки:

Мохнатая гусеница до кучи :)

Природа вокруг — нетронутая! По дороге спугнули некрупную птицу, которая по классической описанной во всех книжках схеме пыталась отвести нас от гнезда, прикидываясь подбитой. На земле нашли небольшое яйцо.

Затем в чаще спугнули олененка. Тот сидел в кустах, метрах в двух от нас, и внезапно убежал оттуда, решив что мы, топавшие как два слона, уж очень шумные для него.

Лишайники:

Диаметр шляпки - сантиметров 30..

Еще встретили огромное количество пауков на паутине, комаров, лишайников, похожих на серо-лиловые камни и разглядели, как кузнечик стрекочет своими крыльями..

До озерка мы так и не дошли, время поджимало, поэтому ограничились фотографированием вида на озеро. Обратно вернулись по просеке и по грунтовой, очень быстро.

После полдника собрались и поехали в Зеренду. На выезде из заповедника спросили у «пограничников» на шлагбауме о качестве дороги. «Дорога там как, нормальная?» «Ну, дождя же вроде как не было, значит нормальная.. Местами гребенка, но в целом ровная».. «А ехать как, километров 60 в час можно?» «Можно, конечно», - ответил «пограничник».

Едем.. По сторонам - красота!!!

Поехав по дороге, мы поняли смысл фразы о проходимости дороги «дождя же не было»: вся дорога представляла собой земляную грунтовку, утыканную ямами. Что творится на ней во время дождя или после него — страшно подумать. Ехать на тракторе или камазе по такой дороге со скоростью 60 км в час может и можно было, но я лично побоялась разгоняться быстрее 30 км в час. Легковушка в целом проехать может, но в паре участков даже мне, с клиренсом машины 15 см, было весьма неприятно проезжать по глубоким, и местами грязным, рытвинам.

Например, вот такая дорога:

Или такая, но это один из самых ровных участков:

В деревнях - разруха:

Речка около поселка "Байтерек":

По такой дороге проехали через пару поселков, и на подъезде к Зеренде выехали на нормальный асфальт. Ура!

В Зеренде объехали несколько мест, в поисках места отдыха. В Сункаре, где мы останавливались весной — летний детский лагерь, раскрученный дом отдыха Зерен был полон, в Малиновом мысе шел «ремонт» (угу, в середине сезона). Остановились в Тулпаре — дом отдыха одного из кокчетауских вузов.... Получили весьма душевный отдых: за 5000 тенге ($35) с человека получили номер с питанием, новой мебелью, санузлом, пластиковыми окнами и абсолютной тишиной вокруг — никаких дискотек и прочего шума. Душ с горячей водой в корпусе, но в люксах вроде как и в номере есть душ. На территории есть волейбольная площадка, дают мячики, бадминтонные ракетки, есть еще небольшие щитовые домики. До озера метров 200. Питание понравилось, кормили вкусно, сытно и с мясом. Как говорится, делайте выводы, контактами могу поделиться.

На следующий день отправились с супругом разведывать нагугленные окрестные Сункару тропинки-маршруты. Забегая вперед скажу, что если бы я знала, что в конце выбранного маршрута нам предстоит забираться на высокий холм, отбиваясь от комаров, а потом спускаться по пути подъема, не пошла бы :) (По приезду по координатам 52 53,5508'N, 69 04,7543'E выяснили, что забрались на Большую Сопку, самую высокую вершину высотой около 550 метров в окрестности. Воистину, дальше всех зайдет тот, кто не знает, куда он идет :) ). Но так как этого на начало маршрута мы этого не знали, а по всему пути были стрелочки и направляющие знаки, мы бодренько ходили по лесу, фотографируя грибы-ягоды-пауков-бабочек-камни и отмечая свое местонахождение на ключевых точках в джипиэсе.

Паук на наших глазах поймал мошку, окутал паутиной, чтобы не дрыгалась, и приступил к трапезе:

Каменные ступени:

Вы гриб видите? А он там есть!

Моховик:

Сыроежка:

Крупный крестовик:

Поганка (?):

Дождевики ("дождевички", как назвал их ребенок):

Вид с Большой Сопки, куда нас завела тропа номер 6:

На обратном пути душа поэта не выдержала и я начала собирать (а не фотографировать) ягоды-грибы.

Где-то по пути незаметно перескочили с одной тропы на другую, в результате увидели еще несколько природных чудес..

"Блины":

"Камень-гриб":

Самое замечательное во всем походе — никаких людей, незатоптанные людьми леса, огромное количество грибов... Наш улов, с учетом еще одной вечерней «вылазки» уже исключительно «по грибы», составил килограмма четыре: сыроежек, лисичек, рыжиков, моховиков, груздей. На будущее сделали вывод: ножик и тару для грибов, а также средство от комаров надо брать с собой всегда :), а в эти места еще раз нужно обязательно приехать, с картой местности и походить по тропинкам-дорожкам с палаткой и, возможно, остаться с ночевкой :)

Обратно в Астану всю дорогу ехали под моросящим дождиком, слушали новости про жару в Алматы, и думали, какое же это замечательное время — каникулы! (с)

Tags: поездки по Казахстану, фотографии

• Northern Grampians: Подъем на Hollow Mountain

Первоначально размещено на сайте Блог о жизни и путешествиях по Австралии. Вы можете оставить комментарии здесь или там. Очередной день нашей…

• Southern Grampians: Подъем на Mount Abrupt (Mud-Dadjug)

Первоначально размещено на сайте Блог о жизни и путешествиях по Австралии. Вы можете оставить комментарии здесь или там. Как оно часто бывает,…

• “White Night” ("Белая ночь") в Балларате

Первоначально размещено на сайте Блог о жизни и путешествиях по Австралии. Вы можете оставить комментарии здесь или там. Каждой зимой (так было…

• Northern Grampians: Подъем на Hollow Mountain

• Southern Grampians: Подъем на Mount Abrupt (Mud-Dadjug)